Отклики

 

АЛЕКСАНДР КУВАКИН, член союза писателей РФ, родился в1960 году в г.Инсар (Мордовия). Окончил Литературный институт им. Горького, работал главным редактором издательства «Российский писатель». Стихи печатались в газетах, журналах, альманахах, антологиях. Автор книг «Господне ремесло», «Поющая пуля».
Живет в Москве.

 

 

СТРАЖНИК

(о книге Александра Лисняка «Роза»)

Он бросает в лицо власти:

«Вся правда в том, что большинство – мерзавцы,
А власти — продолженье большинства».

Он выносит приговор народу:

«Место преступления — Россия!
Время преступления — века!»

Он не льстит современнику:

«Как же чудесно, когда тебя нет
В мире безмозглом (т.е в мире природы – А.К.) с твоими мозгами».

Он горько обращается к памяти:

«Что ж не идёт из ума:
Снег,
Галифе,
Колыма?»

Он пророчит:

«И по смертям, и по рожденьям,
Где память наша, где судьба
Колёс железное движенье
И ног великая ходьба».

Александр Лисняк – это волевой порыв, действие, воительность. Он стоит на страже – поэтому свободен только в воле, это его выбор. Что же защищает этот стражник? Народную правду. У русской жизни есть одна корневая черта – какой бы горькой правда не была, она достойна того, чтобы её высказать.
Убеждённый, что поэзия – это сама жизнь, поэт Лисняк без колебаний, наотмашь режет «правду-матку». Но что характерно. Это не раздраженный житейским и государственным хамством крик, не голос обиженного, это изведавшая высоту идеала душа, имеющая право на горький упрёк современному российскому человеку и обществу.
Противопоставление природы, созданной божественным замыслом, и цивилизации, выстроенной человеческим разумением, не в пользу последней – лейтмотив его творчества. Здесь особенно проявляется не просто понимание, чувство природы, а всегда слияние с ней.
От природы дарования поэта и очистительная нота исповедальности, предельно звучащая в «Тёмной истории».
В русской поэзии последнего десятилетия немного встретишь примеров такого огненно-яростного обличения вырвавшихся на свободу низменных человеческих страстей и, в то же время, испепеляющей нежности к живому дыханию человека и природы. К тому же художественной убедительности добавляет сам стих – густой, плотный, как наваристый борщ. Это – от южно-русских воронежских корней. Действительно, порой пары строф достаточно:

«…А груди набухли до крика.
А губы – развёрстая твердь!
Победа!
Виктория!
Ника!!
Рожденье зашкалило в смерть!
Планету сердца раскачали,
Посыпались звёзды в жнивьё.
А мы во вселенной звучали
Как первые скрипки её».
(«Первый поцелуй», 2009)

Достойны внимания хлёсткие и остроумные эпиграммы, составляющие целый раздел в книге. В стихотворении «Именитому графоману» Лисняк даёт такой совет горе-классику:

«Как пёс в репьях, ты весь в медалях.
Ты уваженье заслужи:
Чтоб дурь твою не увидали,
Хотя б стихами не пиши».

Появляющиеся, как грибы «за городом любым», кичливые замки современных нуворишей, для которых «нет пророка превыше мошны», давно прозванные в народе «долинами нищих», автор характеризует такими строчками:

«Дворцы растут, красивые, как вазы,
В них каждый и бессмертен, и велик!
Сообщается десятком унитазов
Любой дворец с вселенной напрямик…»

И всё же название эта взволнованная, полная горькой и целительной правды книга, получила по одноимённому стихотворению – «Роза». Этот цветок автор называет чудом:

Циником ты будь или романтиком,
Встретишь это чудо – не заснуть…

А чудо и есть вечное дыхание поэзии.

Александр Кувакин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.